«Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

«Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

   Грамматические формы языка ребёнок осваивает прежде всего в общении с окружающими, в процессе обогащения и активизации словаря, формирования связной речи.

   Основной формой обучения являются речевые занятия с детьми. Посредством дидактических игр и упражнений внимание ребёнка обращается на те грамматические стороны, усвоение которых вызывает у него определённые трудности. К ним относятся ошибки на изменение существительных по падежам: вместо сочетания нет сапог, карандашей – «нет сапогов, карандашов»; котята, цыплята – «котёнки, цыплёнки»; нет телят, гусят – «нет теленков, гусёнков». Отмечаются грубые ошибки на согласование: «моя платье», «два лисёнков», «на зелёной дереве» и многие другие.

   Овладение всеми этими грамматическими формами начинается уже в младших группах детского сада, т.е. детьми трёхлетнего возраста. А спустя год, в средней группе, ребёнок учится употреблять повелительное наклонение таких глаголов, как ехать, бежать, лежать: езжай, беги, ляг, а также все формы глагола хотеть: хочешь, но хотим, хотите, хотят.

   В этом же возрасте дети начинают использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. (Апельсин большой, а мандарин маленький).

   В беседах о явлениях природы или по сюжетной картинке, а также по прочтении сказки или рассказа необходимо предусматривать вопросы, побуждающие ребёнка использовать предложения различной структуры (Какие птички? Где сидят? Почему улетают?). Хорошо, когда ребёнок повторяет свой рассказ Незнайке или Кате, которые тоже учатся рассказывать, но нуждаются в помощи.

   В старшей группе, в возрасте пяти лет, дети учатся пользоваться несклоняемыми именами существительными: пальто, кофе; подбирают однокоренные слова с различными суффиксами: кот – котик – котище, сахар – сахарница, строит – строитель; участвуют в инсценировках сказок.

    К семи годам ребёнок овладевает всеми грамматическими формами разных частей речи, в том числе наречиями, характеризующими признаки действия: пространственными (пошёл вперёд, назад), временными (пришёл поздно), образа действия (бежал быстро); правильно употребляет предлоги; причастия образует первое время с помощью взрослого (журчит ручей – журчащий ручей); в детской речи появляются сложные слова (самолёт, вездеход), сложноподчинённые предложения с союзами потому что, если. В результате чего речь можно считать полностью сформированной.

Упражнения для обогащения словарного запаса ребенка находятся по ссылке

Категория: Методики обучения | Добавил: morgachevat-pk (28.11.2020) | Автор: Моргачева Татьяна Гальяровна
Просмотров: 60 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar